НадПроф

Беседы и Лекции по Менеджменту

Менеджер — это тот, кто уменьшает неопределенность.


Что такое надпрофессиональное образование? — Это уменьшение лоховости во всем, что не касается непосредственно твоей профессии! Но и профессии тоже.

Буду делать хорошо и не буду лохом!


Неважно какие у тебя есть знания, умения и навыки — ну, да, желательно, чтобы их было побольше, их уровень повыше, а глубина поглубже — но! — важно как ты умеешь применять этот пакет имеющихся у тебя знаний, умений и навыков. Как применять этот пакет наиболее эффективно в проекте «твоя жизнь»? — в этом суть надпрофессионального образования.


Развитие современного общества и появление новых проблем, сопровождающих это развитие, делает ясным, что в 21-м веке потребуются не только эксперты по некоторым аспектам отдельных стадий сложных процессов (профессионалов в  старом понимании этого термина). Понадобятся специалисты по решению проблем.
Это означает, что истинные междисциплинарные исследования, основанные на теории сложности, будут в цене. А в университетах будут стараться учить не «предметам», а «стилям мышления».


КРЫЛЬЯ НАДПРОФА

        #23
#22  #21 
#20  #19 
#18  #17 
#16  #15
#14  #13 
#12  #11
#10  #9
#8    #7
#6    #5
#4    #3
#2    #1




НАШИ РАССЫЛКИ

В помощь Дзенствующему
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости Бодхисаттвической Сети



НАШИ ДРУЗЬЯ

ZenRu

Сообщество ZenRu в ЖЖ

Блог Клейна

Газета Пятое Измерение

Лента Новостей БодхиNet

Бодхисаттвическая сеть

Сайт Лотоса

Блог Сеаната

FAB Russia

ЭZО-сеть

Варга — акустические музыкальные инструменты

Сибирские узоры — сайт Игоря Шухова

Блог Романа Мандрика

Prezentation.ru — всё о мультимедийных презентациях

КСАН — Агентство интерактивного маркетинга

Ксан-презентации — разработка мультимедийных презентаций

neq4 — профессиональная разработка мультимедийных виртуальных туров

Литредактор.ру — корректорская правка и литературное редактирование текстов онлайн

Мультстудия «Анимуба»

Рекламное агентство Навигатор — елочные шары с логотипом

Магазинчик HandMade — авторские подарки ручной работы

«Рисоваська»: аська + рисовать

«Моносота» — дома будущего

Международный Фестиваль «User Generated Клип! 3.0»

Московский лицей №1550

ТопСкидка.ру — мобильный путеводитель по лучшим скидкам Москвы

Ремешки № 1 для iPod nano TikTok и LunaTik в России и СНГ

Интернет-магазин Настоящей Еды «И-Мне» — здоровые продукты и полезные обеды с доставкой.



Главная / Библиотека /  Беседы и Лекции по Менеджменту / Лекция №54: Принцип проведения развивающих мероприятий, или Почему нельзя вывешивать расписание на стене во время занятий?

Лекция №54: Принцип проведения развивающих мероприятий, или Почему нельзя вывешивать расписание на стене во время занятий?


Лекция в офисе Интернет-Лаборатории КСАН (часть 1)
29 апреля 2006 г.

КСАН, конференц-зал: здесь встречаются менеджеры.
Клейн:
Работа с людьми - это гораздо более тонкая работа, чем работа с механизмами. Тот, кто не натренировался на механизмах - с людьми можно не работать. До тех пор, пока на натре… На нетра…

Крук и другие участники:
Не на! Не натренировался!

Клейн:
Во!

Самбул:
Клейн, тут пришёл Игорь Комов, он является нашим подрядчиком по сайтам.

Клейн:
Хорошо.

Самбул:
Можно ему?

Клейн:
Что ему можно?

Самбул:
Поприсутствовать ему можно?

Клейн:
Ну, можно, хорошо. Только предупреди: будет задавать вопросы - тут же всё. За дверь и всё.

Самбул:
Хорошо. (все смеются)

Клейн:
Хорошо. Наша сегодняшняя встреча началась с того, что Кселф - Кселф, руку подними, чтобы тебя все увидели.

Кселф:
Я! (поднимает руку)

Клейн:
Работает сейчас психологом в Лицее 1550. Кселф поднял вопрос: собственно говоря, почему нельзя вывешивать на стене во время семинара расписание занятий? После одного из семинаров один мальчик написал предложение, что всё хорошо, не хватает расписания на стене. Я говорю, ёлки-палки, это вообще никуда, и уже много лет назад, 15 или 18, я стал профессором по дисциплине "почему нельзя вывешивать на стене", а тут ты, значит. И потом Кселф задал вопрос, а почему же всё-таки нельзя? И я сказал: "Потом-потом, соберёмся", и вот мы собрались. Вопрос: почему нельзя вывешивать расписание на стене во время семинара? Может, у тебя есть какие-нибудь версии?

Мандрик:
Это задаёт какие-то жёсткие типа рамки, которые…

Клейн:
Задаёт рамки. Так. И что плохого в жёстких рамках?

Наташа Титовец:
Губят живой процесс.

Клейн:
Очень хорошо. Вот, Игорь Комов - да? Вот, Игорь Комов знает, что рамки жёсткие, вопросы задавать нельзя. Отлично! (все смеются) Чем плохи эти жёсткие рамки?

Наташа Титовец:
Может, у тебя цель семинара другая.

Клейн:
Что?

Наташа Титовец:
Может, у тебя цель сейчас лекции другая. Поэтому и хорошо, что он не может задавать.

Клейн:
На это не стоит обращать внимания, это вообще не вопрос. А почему на семинаре не вывешивается расписание?

Слава Комаров:
Слушай, а если семинар для обучения, то получается, что если ты вывешиваешь расписание, то ты, типа, снимаешь повод для обучения самоорганизованности у своей группы?

Клейн:
Да. Это очень близко к истине. Если целью семинара являются, например, какие-то бухгалтерские знания, какое-то более-менее нормированное знание, то очень хорошо, когда есть программа, когда есть расписание - по крайней мере, для того, чтобы человек мог выбрать: вот сюда я приду, вот сюда не приду, это начнётся тогда-то. Если же целью семинара является развитие самостоятельности, то в любом случае это невозможно делать словами. Ну, например, словами: "Будьте самостоятельными, развивайтесь!" — невозможно. По крайней мере, нужно задавать какие-то головоломки. Какие-то игры. Но это очень слабый способ. Потому что человек развивает сообразительность, хитроумность, хитромудрость, ещё что-то, а самостоятельность его не развивается.

Один из эффективных инструментов развития, или обучения самостоятельности - это всё время предлагать неопределённость. И чем больше группа или человек находится в состоянии неопределённости - тем лучше. А если в эту неопределённость ещё периодически подбрасывать ситуации, когда он должен делать выбор… - Я имею в виду что за выбор? Вот мы, например, собираемся делать МАХА-УПАЙЯ-ПАТИ. Ситуация будет такая: будет два экрана, и на каждом из них - они будут недалеко друг от друга — всё время будет крутиться что-то интересное. Половина лагеря с ума сойдёт - «ну, по очереди!» - а мы будем специально делать эту ситуацию!

Самбул:
Видеоматериала много!

Клейн:
Да! Чтобы в голове происходило вот это, чтобы он определялся, чтобы он "расставлял приоритеты", "делал выбор". Но, на самом деле, не столько нужно научить его расставлять приоритеты и делать выбор, сколько привить ему некий, что ли, навык... Короче, он должен себя уютно чувствовать в неопределённости. Если он дёргается в неопределённости - то это не менеджер. Менеджера можно представить как такое "горлышко", через которое проходит неопределённость, превращаясь в определенность.
Менеджер, как преобразователь неопределенности в определенность.
Тут неопределённость, тут определённость, и тут вот менеджер - горлышко. Каждый раз, когда он принимает решение - к нему подбегают: "куда доски класть?" - он: "туда!" - он из неопределённости "куда класть доски?" - "туда!" - создаёт определённость!

Чем больше менеджер, чем больше его масштаб - это означает, что всё больше и больше сечение, всё большими порциями он может неопределённость преобразовывать в определённость. Вот этот менеджер с досками справился. Ему говорят: "ну, так заплатите!" - он уже бежит к другому: "надо заплатить!" А тот - уже может решить вопрос и доски куда, и заплатить и так далее. Одновременно с этим, так как менеджер… У менеджера всего два инструмента. Какие инструменты два есть у менеджера? Ой, как приятно создать неопределённость! (все смеются) Какие два основных инструмента у менеджера? Марина - ты менеджер. Какие у тебя два инструмента - кроме телефона?

Марина:
Голова.

Клейн:
Так.

Марина:
И руки.

Клейн:
Голова ещё да. А руки? Ты по совместительству грузчик? (смеётся)

Марина:
Я ими вожу.

Клейн:
Ну… (все смеются) У менеджера два инструмента основных. Один из них Марина назвала. Это - не руки. А второй?

Кселф:
Ноги.

Клейн:
Ноги - это у волка.

Кто-то:
Физических инструмента?

Клейн:
Естественно! Голова - это что, духовный?

Кселф:
Язык.

Крук:
Это к голове!

Клейн:
Вы же знаете, что голова состоит всего из двух деталей: нижняя челюсть и верхняя. (все смеются) Итак, один инструмент - голова. Короче, вот это (показывает на голову) и вот это (показывает на грудь) - кураж, дух, веселье, задор, настроение! То есть, если вы плохо соображаете, у вас будет плохо с менеджментом. Если вы грустны - девушки, закройте уши - задрочены (все смеются), то тоже ничего не выйдет. Вот два главных инструмента. Ну, чем ещё? Ну, понятно, когда стул пододвинешь, ещё что-то… руки - это придаток у менеджера. К чему это я, про два инструмента? А-а! Их нужно развивать! (все смеются) Соответственно, и вот это, и вот это развивается неопределённостью. Точнее, не совсем неопределённостью, а проведением человека по "событийному полю".
 Менеджер, проходящий событийное поле.
Что такое "по событийному полю"? Это означает, что любая информация теоретическая - лекции, беседы и, тем более, разбор полётов - они должны накладываться на какую-то практическую деятельность, на какие-то внутренние переживания, попытки решить что-то. И, соответственно, существует два основных событийных поля: одно "оранжерейное" - семинар. Причем, развивающий именно семинар, а не там, где читаются лекции "бу-бу-бу", из книжки какой-нибудь. А второе событийное поле - тем более, здесь все, цитирую Хуай-нэна - "с выдающимися способностями" - максимально приближено к реальности. Вся деятельность КСАН - по сбору золотых медалей, работе с клиентами, чтение лекций в Центробанке - это что? Это игра, максимально приближённая к реальности. Если мы обучаем, если мы обучаемся. Если мы имеем в виду обучение, то, естественно, нужно находиться и внутри, и снаружи. А не так как обычно менеджеры - только внутри - работают, работают, работают, работают.

Я имею в виду следующее: очень правильная позиция для того, чтобы развиваться - понимать, что ты обучаешься. Тогда всюду уроки. Тогда тебя ударили - не плакать, не обижаться, не говорить, что какая плохая жизнь, а радоваться, что "сигнал пришёл"! Что ты что-то не так сделал - у тебя теперь есть возможность "так" сделать. И так далее. И чем больше будет такая позиция… Позиция обучающегося, она какая? - "Делать больше и не думать о результатах". Потому что результатом являются сами плоды обучения. А позиция того, кто работает, она какая? - "Сделать поменьше, денег получить побольше". Понятно, я говорю условно, схематично. Просто развожу два полюса, чтобы было видно. И чтобы был виден вектор. И конечно, когда развиваешься, и если стремишься интенсивно развиваться, то должен быть здесь, на этом полюсе. Если просто работаешь, то это бы не сделал. И это, и это, и это. А если понимаешь, что это дополнительная координата, что это способствует твоему развитию, то и это делаешь, и это делаешь, и это. Соответственно, событийная зона - это когда человек проходит через какие-то обстоятельства, которые он воспринимает лично - неважно, с девушкой потанцевал или командно какую-то задачу решал, или двое тормозят, хочется им вдарить, но понимаешь, что нужно быть хорошим, поэтому сдерживаешь себя. То есть это всё событийная зона, когда внутри личное перекручивание идёт. Вторая событийная зона - это жизнь. Другое дело, что если она просто воспринимается "как жизнь", то там круги можно нарезать бесконечно. Если же это обучение, то любая ситуация, она даёт приращение опыта, приращение знания - приращение, приращение, приращение.

Соответственно, обучение как в одной событийной зоне, так и в другой событийной зоне, построено на том, что существует какое-то поле неопределённости, существует какая-то задача более-менее, которую должен доформировать или сформировать сам, ситуация такая или такая, и ты в этой неопределённости должен создавать определённость. Соответственно, это преобразование неопределённости, перевод её в определённость - оно развивает как мозги - какое-то количество опыта, какое-то количество примеров, какое-то количество найденных решений, какое-то количество обобщений - так оно развивает и вот это (показывает на грудь).

Возьмём, к примеру, Наташу Титовец. Наташа Титовец, тебя все знают? (Наташа поднимает руку) - да, вот Наташа Титовец. Для того, чтобы она внутренне укрепилась… - Причём, если человек развивается правильно, то укрепление по какому-то одному аспекту - повышение монолитности, повышение скорости, развитие этого аспекта, оно - привет, Ананьева! - влияет, естественно, и на все остальные аспекты. Таня (Тане Куренковой), принеси, пожалуйста, сумочку с подарком Ананьевой. Ужасно глупая ситуация: подарок привёз только Ананьевой (смеётся). Укрепление какого-то одного аспекта, оно действует и на всё остальное. В данном случае, что я хотел о Наташе Титовец? Вот, в какой-то момент для Наташи и для окружающих её, - в частности, меня, - стало ясно, что нужно Наташе выступать с публичными лекциями. И ничего лучше для этого не придумать, как РГГУ, и выступление перед профессорско-преподавательским составом о том, что ей наиболее близко - визуальные коммуникации, то-сё, пятое-десятое. Вот, сначала она боялась, дрожала, весь месяц до выступления каждый день по три раза ездила ко мне и спрашивала, а что это, Клейн, а что это… Ну, я немного привираю, да? Чуть-чуть. Ну, не месяц, а два раза.

Петров:
И не к тебе, а к Мандрику (все смеются).

Клейн:
Нет, про Мандрика ничего не знаю - может, она и к нему ездила. Наташа, это тебе! (кидает подарок Ананьевой)

Ананьева:
Клейн, как ты узнал, что это мой любимый цвет?

Клейн:
Во-первых, это твой любимый цвет. Во-вторых, почему-то тебе туда надо вкладывать свой коврик - который скатывается - я не знаю, ты что, йогой, что ли, занимаешься?

Ананьева:
Да, Клейн!

Клейн:
Мне как по телеграфу две мысли: "розовое" и "чтобы вкладывать коврик". Я стою, думаю: хрен его знает?

Кто-то (рассматривая сумку-подарок):
О, круто!

Клейн:
Это я, я, я! Ананьева, это я! (все смеются и аплодируют) Прижала к груди! Вот хорошо, теперь вижу - да, хороший подарок. Вот, соответственно, первое выступление, подготовка к нему, само выступление… Да что там! - Просто поездка, когда нужно выступать - остаётся полчаса до выступления - поездка в РГГУ - прохождение по коридорам - вход в аудиторию - окидывание взглядом бородатых профессоров, которые как спросят! - "А где ваши первоисточники?!!!" - Хааф говорит: "Да я десять лет, я уже это…" - "А всё-таки - первоисточники?!" Я говорю: "Наташа, Наташа, нужно шутить. Или отвечать на какой-нибудь другой вопрос". Это всё событийная зона. Это всё внутренняя работа, внутренняя… ну, то, что называется "обкатка". Побывать под обстрелом. Вот это событийная зона. И тогда вот здесь (показывает на голову) прибавляется - всякие выводы, впечатления, концепции. И очень полезно, что, когда думал, что так, оказалось "не так". Или думал, что просто - оказалось сложнее. Или думал, что сложно - оказалось гораздо проще. И плюс вот здесь (показывает на грудь) появляется такое чувство, которое уже тебя делает более спокойным, более уверенным. В такой и подобных ситуациях. То есть, мозги, выводы, и вот здесь.

Итак, возвращаемся к самому началу. Для того, чтобы проводить какое-то развивающее мероприятие, очень полезно людей держать в условиях неопределённости. И там сразу видно, что тот, кто более продвинут - он ходит и улыбается. А кто не очень пока ещё, у кого пониже уровень, тот подходит: "А что будет через полчаса, а что будет через час, а что вечером будет?" И это тоже хорошо, потому что у тебя есть лишний инструмент пнуть его. Ну, как-нибудь. Это тоже полезно. Плюс, если мы, всё-таки, говорим о наших развивающих семинарах, где всё равно присутствует энергетическая составляющая, и не только тогда, когда есть упражнения. Даже когда мы упражнения не делаем, там всё равно возникает некий энергетический купол, энергетическое поле повышенной плотности. И что там проявляется? Там проявляются такие вот штуки. Например, Крук думает: "Надо бы вот, слышал я от кого-то, что через десять минут будет лекция, но надо бы в столовую пойти, вроде как уже пора. Но так как я человек дисциплинированный - а что-то в столовую так хочется, поесть хочется - так как я человек дисциплинированный, то даже плевать, что все пошли, вот я сяду здесь, и буду ждать, когда придёт лектор и будет лекция. Потому что мне надёжный человек сказал, что будет лекция. И он не идёт в столовую, проходит десять минут, лектор не приходит, Крук вскакивает, бежит в столовую - там уже всё съедено.

Шотла:
Клейн, ты рассказал сегодняшнюю ситуацию!

Клейн:
Правда? Я ещё и провидец!

Крук:
(что-то неразборчиво говорит про ежедневник Шотлы)

Шотла:
Только мне ежедневник говорит. Я-то помню, что мне в столовую, а что этот дурак лекцию сказал, я не записывала.

Клейн:
Кто дурак? (все смеются)

Крук:
Когда Шотла бегает, и всех спрашивает: "а что будет, а что будет, а что за собрание?" (все долго смеются)

Клейн:
Когда человек попадает в такую ситуацию, что тут дождался, потому что голова говорит "сюда", а все чувства - чувство жажды, чувство наслаждения, чувство опасности, чувство сладострастия - всё туда толкало, но нет. И что тогда происходит - раз, одного раза мало, второй, третий, четвёртый, пятый. Ну, не подряд и не только про еду. И что происходит - человек начинает доверять себе. Он начинает уже понимать, когда голова говорит одно, а внутри что-то другое, нужно на это обращать внимание. Это тоже нужно менеджеру. И чем выше уровень менеджера, чем больше он неопределённости… Что такое большое количество неопределённости? Если у меня мало неопределённости, это значит вот столько (показывает) нехватает информации, если много - то вот сколько. И ничего не просчитаешь. Но каким-то таким вот образом - процессы устроены так, что там всегда есть энергетическая матрица - и если ты, вот, соприкасаешься… Китайцы говорили: "следовать потоку дао". Единственное, чем я дополнил Лао-Цзы: "есть большое дао (показывает вокруг, намекая на "жизнь", все смеются), а есть маленькое дао - проект, процесс". Вот нужно следовать, например, дао столовой.

Шотла:
Согласна!

Клейн:
Как-то чувствовать этот процесс и вводить в свои инструменты вот это (показывает на грудь) - здесь ещё и интуиция, "чувствование этого дао", или "следование этому энергетическому потоку", или "доверие себе как необходимая часть, чтобы слышать это". Потому что если здесь такие вот (показывает на голову) мозги, а тут же такое, чуть-чуть (показывает на грудь), то мозги "бум-бум-бум!" - как барабан! - а тут: "э-э-э… э-э…" (издаёт тихие звуки) - не слышишь.

Ну и, соответственно, когда человек находится в состоянии неопределённости, и ни расписания нет, никто ему не говорит ничего, он волей-неволей попадает в ситуацию, когда - он же вот этим (показывает на голову) привык работать, а оно не получается, а тут ему говорит: расслабься, сходи в лес - за третьей сосной. За третьей сосной, там будет тебе счастье. И когда он вдруг уже, на третий день, идёт за третью сосну, там действительно сидят люди, разговаривают, чай пьют, всё хорошо - то, что надо.

Наташа Титовец:
Ждут его третий день.

Клейн:
Да. Да. Поэтому как только вы вывешиваете расписание, резко повышается эффективность, если вы преподаёте бухгалтерский учёт, физику, математику. Но как только вы преподаёте такую дисциплину, как самостоятельность, а так же там - идём вниз - все градации развития, выплеска креативной энергии, самостоятельности, творческого чего-то, то любое расписание - это вектор против. То есть, там должно быть вот так, вот так, вот так, вот так, вот так, вот так и вот так (показывает). Вопросы по первой части?


Лекция в офисе Интернет-Лаборатории КСАН (часть 2)
29 апреля 2006 г.

Этно-открытка-валентинка Самбул и дети

Кселф:
А с детьми то же самое получается?

Клейн:
С детьми несколько другое. Взрослые люди отличаются чем? Вот ты проводишь семинар, например, со взрослыми людьми. Вот, Рома загрустил, например. Вот он загрустил, но он взрослый человек? Что он сделает первым делом? Он подойдёт к Наташе, приобнимет её, положит голову на грудь, и они…

Шотла:
О, да. 

Клейн:
Ода! Да. Ну, что-нибудь в этом роде. А что делает ребёнок? Он подойдёт к тебе и скажет (говорит противным детским голосом): «Я домой хочу, я к маме хочу, заберите меня отсюда, я не буду есть!» Вот это делает ребёнок, дети, 10–12 лет. Поэтому когда ты им создаёшь неопределённость — ты погиб. (все смеются) То, что ты им должен создавать — это игру. Постоянную игру. И неопределённость можно использовать только очень дозировано, в рамках игры. Например. Это я тебе могу написать: «Собираемся сегодня в семь и идём в сауну» или «Будет такая-то лекция». Если я это детям напишу — мне их для чего-то нужно собрать — они не придут. Поэтому я что должен сделать? Я должен написать: «Карамбарата-мака чубура произойдет в 17:00, но тырпырно и вместе». И внизу: «С собой иметь ТЗП». Они шу-шу-шу и нужно дать им два часа, чтобы они накалились. Потом одному говоришь: «Собираемся в большой аудитории с балконом, только никому!» (все смеются) И вот уже, через полчаса в эту аудиторию — её, естественно, нужно закрыть… и там за стеклом должен стоять ещё один из преподавателей — собирается очередь. И все хотят туда попасть.

Ариес:
Блин!

Клейн:
И одновременно обсуждают. И, оказывается — рождается версия — что ТЗП, это Топливо Зелёной Планеты. Вот, и потом им объявляется — уже за 5 минут до открытия, что ТЗП — это Тюбик Зубной Пасты. И вот открывается дверь, там комната — с детьми нужно всё очень чётко регулировать — тут должен сидеть человек, у него тумбочка, причём положенная на спину, чтобы дверца не вот так открывалась, как никто не видит (показывает, открывая на себя), а так, наглядно (показывает) — дверца открывается вверх от тумбочки! И он должен сидеть, и каждый ребёнок — 10 лет, худенький — должен на порог, дверь открывается, одна половинка — и он должен сидеть и таким голосом говорить (говорит грозным голосом): «ТЗП!» Он должен чётким движением хватать ТЗП, открывать свой ящик… То есть, выглядит это так: «ТЗП!» — дж! — дж! — дуфф! — дуфф! — «Проходи!» Один мальчик — совсем маленький, но похож был на Суворова, и ему: «ТЗП!», а он так (показывает, сжатую в кулак руку вперед) — «ЗЩ!!!» (все смеются) — зубную щётку! А этот растерялся: «Что, брать?» — «Да брать, конечно!!!» — «Давай!» — «Проходи!» (все долго смеются) Мало того, нужно понимать, что как только их соберётся больше трёх-четырёх-пяти, они начнут хулиганить. Поэтому заранее в этом большом помещении должна быть сделана что?

Наташа Титовец:
Загон.

Шотла:
Карцер.

Клейн:
Тюрьма! Правильно. Например, креслами — там кресла были большие — огораживается угол комнаты, и как только кто-то начинает себя не так вести, его туда, в карцер. Потому что всё внимание на эту очередь… А эти должны как-то пока сами вариться, без твоего внимания. Единственное, что я не знал, у меня не было опыта — что как только я в карцер набросал три хулигана, более трёх…

Ариес:
Они в карцере начали хулиганить.

Клейн:
Это понятно, это я ожидал. Но как только я…

Крук:
Там элитное место стало.

Клейн:
Да! Есть такой термин — «престижная зона». Там лидеры! И это стало престижной зоной. И это было для меня удивительным опытом. Теперь я знаю — если строишь тюрьму, то она мгновенно превращается в это. Ну, тут легко было сориентироваться, и уже — хоп! — сразу меняешь правила: «Хочешь туда — веди себя хорошо!» (все долго смеются)

Ариес:
Чума!

Клейн:
Вот. Таким образом, я решил задачу, в первый день, чтобы они не мазали друг друга зубной пастой…

Ариес:
А, то есть они её сдали?

Клейн:
Конечно.

Ариес:
А чем же они чистили зубы?

Клейн:
Ну, такие как ты… (все смеются) После этого мероприятия, там ещё что-то было — мы с ними играли. То бои подушками рыцарей, то изучение чего-то, то что-то такое — много всего было. Был родительский день, третий или четвёртый, и дети приходят: «Ну, что вы тут делаете?» — родители приезжают, — «Да что хотим, то и делаем!» — отвечают они. Пришлось родителям объяснять, что когда играешь и выстраиваешь процесс так, чтобы им было всё время интересно, и чтобы они хотели делать то, что им предлагается… То есть, когда ты им что-то предлагаешь и они хотят это делать, то в их сознании «то, что мы делаем, нам нравится и мы хотим это делать» превращается в «что хотим — то и делаем!» Понятно, о чём речь идёт? Они действительно каждый раз делали то, что им было интересно, то, что они хотели. Но на детском языке это — «что хотим, то и делаем!» Но дисциплина была железная.

Мусор — им же апельсины давали — и они раскидали корки от апельсинов — везде. Ну, соответственно, с ними на третий день игру проводишь: «кто с закрытыми глазами…» — а до этого их обязательно нужно разделить на отряды! Вот радуга: им понятно — семь цветов, семь команд. Соответственно, вызываешь соревновательность. Любое сообщество… Почему я сейчас об этом рассказываю, а мы этого никогда не делали? — У нас другая среда, она очень активная. А чуть более обычную среду возьми, её тут же нужно делить на команды. Потом перемешивать эти команды, потом опять делить на команды. По другому принципу.

Петров:
Зачем?

Клейн:
Тогда возникает соревновательность… Короче, разделение на команды — это инструмент управления. Возникает соревновательность, возникают капитаны команд — лидеры, с которыми можно разговаривать и через них доносить свою политику. То есть, это сразу инструмент. (смеётся) Этот инструмент организует. Если я просто провожу бал и говорю «все приходите на бал», то вы придёте… — нет, вы придёте, всё будет хорошо, мы повеселимся — а что такое народ придёт? — Будет стоять возле стенки и «скучать». А если ты говоришь: «На бал приходить только по семь человек! В командах! Другие не пускаются!» (говорит занудным голосом, одновременно стучит указательным пальцем по столу) «У команды должен быть капитан, помощник капитана и кочегар. Если нет — не пускаем!» «Каждая команда должна приготовить свою визитную карточку и выступление, иначе не пускаем!» И вот уже в процессе до этого прихода, до этого бала, допустим, четыре часа, уже хочешь не хочешь, а кто-то говорит: «А чего я буду готовить!?» — «Ну, тебя нафиг из команды» — сама команда выгоняет, берёт другого и вот уже… — это инструмент управления. Плюс когда команды начинают соревноваться, появляется искра, задор. Для них искра и задор, а для тебя-то это инструмент управления, потому что искру и задор они на том векторе, который тебе нужен, начинают проявлять. И вот детишки разделились на семь цветов, они знают… соответственно, остаётся всегда вот эта вот — хурда. Слово «хурда» знакомо? Никто не пас овец? (в комнате оживление) Что, никто не пас овец?

Крук:
Нет.

Хааф:
Титавэц есть, Пасовэц нэт… (все смеются)

Клейн:
Да, Титовец есть, а пасовец нет! И что, (Наташе Титовец) ты никогда не пасла тоже овец?

Наташа Титовец:
Нет.

Клейн:
И не знаешь, что её нужно за заднюю ногу схватить? Вот стоит овца, (показывает) вот за эту ногу нужно хватать.

Шотла:
А зачем её нужно хватать?

Клейн:
А как ты её иначе повалишь на землю? Ты её поднимаешь за ногу, чуть-чуть толкаешь (вперед и в сторону) — чуть-чуть, как в айкидо — и делаешь так, (на себя и круговой взмах) потом вниз — и она на спине.

Шотла:
Ты победил?! (все смеются)

Клейн:
А как ты иначе будешь выковыривать из ранок у нее этих… опарышей? Как ты её лечить будешь?

Крук:
Незнакомы мы с этим!

Клейн:
Берёшь пинцет — у неё же тут (показывает под глазами) подмокает, под хвостом подмокает — овца очень беззащитное существо. Там мухи сажают в неё яйца, личинки, и в них личинка ползает, в овце. Красное мясо. Нужно сесть на неё, и пинцетом вынимаешь, потом дустом присыпал — всё. (на протяжении всего рассказа — оживление в комнате)

Ариес:
Круто!

Клейн:
А вот те, которые овцы сзади идут, потому что уже старые или больные — это называется «хурда».

Крук:
Да, я как раз хотел спросить — изгои же образуются. Понятно. Как раз хурда — точно.

Клейн:
И у детей семь команд, и самые хулиганы, или, там, недотёпы, они никуда не прибиваются. Ну, соответственно, туда вводишь дополнительный сюжет. Там, Красное Царство девочка одна возглавляет, Голубое Королевство, там мальчик Фиолетовое Герцогство — ну, что-то такое. А эти — ну, соответственно, они «псы-рыцари», «разбойники с большой дороги», поселяешь их вот в такую вот комнату — ну, типа детской, где игрушки. Все в комнатах, а эти прямо на матрасах, всё раскидано. Инструмент управления!

Хааф:
Кто на матрасах?

Клейн:
Дети.

Хааф:
Это которые никуда не прибились?

Клейн:
Да. Создаёшь им условия такие, как нужно: ставишь кресла из этой комнаты вот так кругом, набрасываешь туда побольше матрасов, там такое гнездо, всё. Они счастливы, они при деле. Вот, детям создаёшь, создаёшь, создаёшь, создаёшь игру. Игру, игру, игру, которая должна привести куда-то. К чему должна была привести та игра? Начиналась она так: на второй день я стал свидетелем удивившего меня события. Сначала я удивился, мы пошли в соседнюю деревню… А это зимние каникулы, человек семьдесят детей, холод, мороз, снег, белорусы. Они такие, получернобыльцы. И белорусы. Такие индивидуалисты-хуторяне.

Петров:
Ну, то есть, недочеловеки?

Клейн:
Ну да. Детям, например, не отмечают дни рождения. Там мы отмечали дни рождения — некоторым детям это в первый раз. Если они поют песни, то это в основном тюремные песни. И вот они пошли — несмотря на то, что кормили очень хорошо, включая эти вот апельсины, что вот я говорил, они корки бросали, и пришлось им на четвёртый день придумать такую игру, что какая команда больше соберёт с завязанными глазами. Так я был удивлён: они при мне из таких их мест выковыривали! Из-за батарей, отовсюду! (показывает, как дети «с завязанными глазами» собирают корки) Я, конечно, делал вид, что я не вижу, как они телепатически с завязанными глазами находят и в целлофановые кульки. Собирали, приносили. Мы их мерили. А как ещё с детьми? Или ты собираешься им объяснять диалектическую логику?

Крук:
Ты про цель говорил.

Клейн:
Да, я к этому вернусь. Вот, мы пошли погулять в соседнюю деревню, в магазин — в магазине ничего нет — но эти дети, они такие крепкие, жадные (все смеются) — и мы идём по морозу, январь, и каждый тащит с собой или холодную бутылку минеральной воды, стеклянную, или булку хлеба, обгрызенную чуть-чуть. Нас бананами вялеными кормили, нас… — там лагерь такой, республиканский… Каждый купил. Но, это ладно, это так. Это я посмотрел, и всё. А потом я отдельно поставил в колонну мальчиков и девочек, здесь мальчики, здесь девочки: «Сойдитесь» — «А теперь, мальчики и девочки, протяните друг другу руку». И — я не ожидал такого эффекта — колонна мальчиков исчезла. Они рванули с такой скоростью, метров на сто. Потому что это дети такие — я ж тебе говорю — они белорусы, хуторяне, чернобыльцы, в общем-то считается, что ослаблены, преподаватели их не трогают, родители их не трогают… да ещё тюремные песни поют, дни рождения не отмечают. Вот, и мальчик не мог пройти мимо другого мальчика, чтобы не пнуть его, девочку не дёрнуть за косу, вот такое вот. И вот они — вжих! — убежали. И когда через семь или восемь дней, стоял круг мальчик-девочка-мальчик-девочка, вот за руки, и что-то пели — это была победа такая, потрясающая. Это о целях — «Куда?» — Ну, чтобы они более адаптивные были. Тем более, среди них… вот то, что я говорил, девочка одна была, лидер Красного Царства, и мальчик, лидер Голубого Королевства. Тогда — это 90-й год — слово «голубой» не ассоциировалось с «голубой, голубой!» Тогда ещё не было, это всё появилось, ну, может, в последние лет десять. И вот, они и в школе очень хорошо учились — то ли были отличниками, то ли близко к этому, и там они были лидерами и умницами.

С детьми нужно всё время играть! И вся неопределённость должна заключаться только в том, что ты им задаёшь загадки. Только такого рода неопределённость. И то, это не уберегает от того, чтобы на третий или на четвёртый день — потому что детский семинар тоже имеет свой энергетический график — у них не появлялось желание уехать домой, у какой-то части. И ты как-то должен это разбавлять. Умеешь — энергетически, не умеешь — ну, хоть событийно. Потому что ребёнок, он такой: чуть что, «хочу домой!» и всё. Идите все нафиг.

Кселф:
Но ребёнок постарше идёт искать, где бы ему выпить.

Клейн:
Например. Ребёнок постарше, может быть, и выпить ищет, но… Ну, короче, с детьми вот такая штука: неопределённость только в рамках загадок. Решения головоломок, каких-то задач. А для взрослых наиболее эффективно, это поддержание такой вот неопределённости. Вот. Шесть часов пять минут. Вы так внимательно меня слушали, что мне аж страшно, думаю: что это я… вам же работать надо!



Ариес:
А чем же они чистили зубы?

Клейн:
Ну, такие как ты… (все смеются) Которым нужно было зубы чистить, а точнее, которые жадные хуторяне, решили вернуть себе свои тюбики, да еще и, наверно, обмазать кого-нибудь ночью, и сразу же после праздника стали походить ко мне и требовать свою пасту. Но я-то знаю, что дома они ни фига зубы не чистят, и что обойдутся. И я использую эту ситуацию, чтобы нанести еще один удар — по их индивидуализму и жадности. И под разными предлогами отказываю им. Они давят на меня, вплоть до того, что «их родители платили деньги за эту пасту и нельзя отнимать ее у них». Ходят ко мне регулярно за своей пастой. Через день у них остается лишь один аргумент — «нам нужно чистить зубы»! — О, отлично, говорю я, — вот вам по одному тюбику на комнату — делитесь!

Через 3 дня, когда накал страстей вокруг пасты спал, я начал выдавать ее всем желающим. А дальше — ящик с пастой стоял на видном месте, и в конце лагеря в нем по-прежнему валялось какое-то количество тюбиков…



    Спасибо, Клейн! То, что ты рассказал и ПЕРЕДАЛ тогда, вдохновило меня делать вот это: http://community.livejournal.com/psypo и ещё выезд с детьми на эти выходные (новость на сайте Лицея: http://www.liceum1550.ru). И я этому очень рад.

Кселф, 18 мая 2006 г.





Материалы по теме:

Лекция №10: Автоволны и диссипативные структуры
Лекция №11: Научиться делать процессы, или «На вершине священной горы травы растут без корней»
Лекция №52: Как развиваются процессы?
Лекция №57: Вера в себя, биться до конца, приказ как форма общения
Лекция №58: Приемы и технологии организации процессов, греко-римское командообразование, выступления команд
МакроГруппы
Цели являются РЕЗУЛЬТАТОМ
Не запараллеливать процессы
УЧИТЬСЯ БЫТЬ СТРАТЕГОМ
Добро пожаловать в реальный мир, сынок... или золото ПРОФИ на НадПрофе
МАХА-УПАЙЯ-ПАТИ
Анимированные Этно-открытки-валентинки

Технопарк Среды

DOBR_CONSULTING - Новый проект для Малого бизнеса

Китайский Проводник

проект СельхозЕва

Интернет-Магазин Настоящей Еды И-МНЕ

Comindwork: эмоменеджмент + человеческая схема оплаты

Международный Фестиваль <User Generated Клип! 3.0>

Проект Инди-Инди. Инди — это такой способ жить. Когда делаешь только то, что ценно — без каких-то компромиссов.

Arty Talk или Рисоваська - "Аська" в которой рисуют

НадПроф-TV — это не сервис, это эфир!

Проект 108 актуальных репортажей из Индии

Зимний Летний проектный лагерь проекта НадПроф - НадПрофессиональное образование и Школы по Второй логике - Индия-2008. Погружение

Только Для Девочек

HandMade shop

Проект БАСОМАНИЯ и сообщество bassomania

Japan Channel

Маха-ТВ

Готовь мультимедийные сани летом!

Интернет-лаборатория «Ксан»: создание мультимедийных презентаций, изготоволение электронных визитных карточек (CD-визиток)

Корректорская правка и литературное редактирование текстов on-line

Проект "neq4: мультимедийные виртуальные туры"

Компания УМА — создание интернет-магазинов

Корпоративные мультимедийные открытки

KSANCARDS.RU CD визитки, CD cards, электронные визитные карточки

Издание бумажной «Виртуальной книги НадПроф»

Сад зацелованных фруктов

Инновационные рекламные конструкции EasyShow

Школа поинга Poister.ru - учимся крутить пои вместе!

АЛЬХААФ — Школа Дизайна

Эпохальный альбом Песни Пуха

Акция! ТАНЦУЕМ НА УЛИЦАХ ГОРОДОВ МИРА!

Интернет-магазин ZenRu

Семинары по Второй Логике

Мультимедийные презентации

English party
© 2003-2008 НадПроф info@nadprof.ru
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru