Мусаси, Диоген и Александр Македонский
Вот, действительно, как спираль.
Вот здесь человек не делает ничего.
Вот здесь он много чего делает, его деятельность видна.
А здесь он такой тонкий мастер, что его действий не видно.
То есть он-то делает больше, чем тот, который бегает и все это делает. Так что, одно с другим
У-Вэй. Да, У-Вэй. Как бы одно с другим не перепутать. Действительно, лучший боец это тот, который и не дерется никогда.
По имени, как-то по-японски, был один. Мастер меча. Который «Пять колец» написал. Мусаси.
И был еще мастер один. И они никогда не встречались. Но друг о друге знали. Идут они по дороге, мастера, да? Да, идут по дороге, и каждый почувствовал друг друга, уже за пять или пятьдесят метров.
Виду не подают. Прошли мимо. Метров на десять друг от друга отошли и одновременно р-рраз! и повернулись. И один говорит: «Вы Мусаси?» Тот говорит: «Мусаси-Мусаси
» Имя свое называет.
А они, как раз, там проходили какую-то дорогу, и от этой дороги, которая перпендикулярно, они разошлись. И они друг другу
причем, все настороже, потому что ну ни фига себе! Мастера! если чуть одно неверное, ну что? зарубит. В момент. Что один, что другой. Все-таки, боевые мастера.
Свернули синхронно на дорожку. Прошли, дошли до какого-то трактира дешевого, японского. Значит, заказали по рюмке сакэ. И им поставили Го. Да, игра Го. Вэй Чи китайское название.
Сделали несколько ходов. Ну, причем, так зашли, что трактирщик перепугался. Потому что чувствовалось
напряженность. Причем, не то, что сказать, что кто-то кого-то боится, а как поле энергетическое.
Сделали несколько ходов. Каждый понял стратегию друг друга. Стратегию друг друга не в смысле, как кто ходит в Го, а суть. Суть мастерства. Выдающиеся мастера.
Встали, поклонились. Знаете, как японцы кланяются? Боевые? Никто не кланяется, опустив голову. Точнее, так можно кланяться, но в другой обстановке. А мастера, они всегда кланяются в глаза. Всегда глаза в глаза. Не выпуская из виду, ни при каком поклоне. А почему еще у японцев глаза такие?
Когда глаза вниз, это жест такой, что можешь мне голову отрубить. Вот, я отдаю себя. А, эти бойцы, мастера из виду не выпускают.
То есть поклонились и разошлись, и больше не встречались.
Два выдающихся мастера: им не надо сражаться, драться, говорить на эту тему, стучать мечами ничего не надо. Сакэ, Го, трактир, сельская дорога, достаточно. Чтобы все понять.
И в этом смысле, любой менеджер высокого уровня точно так же действует. Его деятельность не заметна.
Это, вообще-то, основная проблема. Потому что, если его деятельность не заметна, то все сотрудники или нижестоящие менеджеры через какое-то время пол года или сколько, в зависимости от величины фирмы, величины потока деятельности начинают думать: а на фиг он вообще нам нужен? Ничего ж, не делает? Ну и что, что хорошо у нас? Это ж хорошо, потому что мы ж хорошие? Мы же пашем, а он ничего не делает? И они его выгоняют, например. Ну, если это очень хороший менеджер, то его, конечно, выгнать невозможно
Высший вид деятельности, высший уровень деятельности это, когда она не видна. Когда мастерА меча не вынимают меча. Когда менеджер не бегает, не суетится. Или как говорит Лин Цзы: «Дурак будет смеяться, а умный поймет». Это говорит патриарх Чань, который все время что-нибудь скажет все посмеются и чуть-чуть понимают.
Вот Диоген, величайший мудрец. Что делал? В бочке жил. Сидит в бочке и живет. И сдуру среди людей с фонарем днем ходит. «Чего днем с фонарем ходишь?» «Ищу человека». Кто он? Идиот.
Но когда встречается другой гениальный менеджер, как эти два, на мечах, так, естественно, они друг друга опознают. И когда Александр Македонский приходит к Диогену, и Диоген говорит: «Чего пришел? Отойди не заслоняй мне солнце
»
А, нет. Македонский говорит: «Диоген, проси чего хочешь». «Отойди, говорит, не заслоняй солнце». И тогда Александр Македонский такой, бр-р-р!
говорит: «Ну, если бы я не был Александром Македонским, я хотел бы быть Диогеном».
А, между прочим, вся свита тут же начала подгавкивать и смеяться, что вот там, мол, Диоген, такой дурной, а?
Александр только что стал царем всех греков. И все к нему приходили, и философы, и выражали свое почтение. Диоген был очень известен. Диоген не пришел. И тогда Александр взял свиту, человек триста, и поперлись они, значит. Ну, там недалеко было. И когда тот так сказал, вся эта свита стала: ды, там, мол, это. А Александр говорит: да, вот так вот, мол. Засек. Что мастер. Да.
Поэтому высшая форма действия ее не видно. Она вне действия. И совершенная форма действия, деяния это недеяние. И это совсем не значит, что недеяние это «ничего не делать». Это делать настолько мощно, настолько совершенно, как мастерА меча, что этого и не видно даже.
То есть, где поток? Которым ты рулишь? И где ты, которым рулит поток? Сливается. На каких-то уровнях мастерства сливается.
А вот продвижение к этим уровням мастерства, это, как раз, убирание острых углов, дискретных шажков, которые не дают, которые разделяют. В этом именно смысле слияние, в этом смысле непрерывность, в этом смысле единство.
Но тут нужно понимать, что для того, чтобы дойти до этого слияния, единства недостаточно прочитать книжку. Где пишется, что «высший уровень мастерства, или, там, Дао или настоящее это вот слияние».
Человек, у которого мозги не работают, у которого ничего не работает, ничего не отточено, он говорит: «Так! Понятно! Не мыслие! Не деяние!» Ну, еще попереворачивает какие-то страницы.
Нет! Он должен сначала пройти через МЫСЛИЕ, через ДЕЯНИЕ! Через много всего!
И потом на этом витке спирали отказаться. Причем, не сам отказаться, а так выйдет. Так произойдет оттого, что вот у него
есть.
Клейн www.zen.ru
Материалы по теме:
Комфортная-Некомфортная зона
Зарабатываение денег
Чжуан-Цзы. Глава I. Беззаботное скитание
Гигантская лаборатория Чань
Благородный восьмеричный путь